Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.


Автор: Санди Кинг Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html

Русский перевод статьи опубликован на сайте http://www.mformat.com/: 

Перевод: Daniel Zilbersheid

 Страница 1 2 3 4 5

 


 

 

 

Введение в теорию окрашивающего проявления.

Pyrocat-HD принадлежит к группе из нескольких пиро-проявителей, окрашивающих изображение. К этой же группе относятся проявители ABC, Rollo, PMK, и WD2D+. В отношении к этому классу проявителей фотографы традиционно делятся на два противоположных лагеря. Одни находят некие экстраординарные, даже волшебные качества у этих проявителей, рекламируя такие их выгоды по сравнению с обычными проявителями, как более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна. Другие настаивают, что обычные проявители способны давать сходные результаты.

 

В этой статье будет рассмотрена история использования пиро-проявителей и проведён сравнительный анализ некоторых из используемых сегодня. Также будет приведена рецептура и детальные инструкции по приготовлению и использованию проявителя Pyrocat-HD, являющегося, по моему мнению, самым чистым в работе, дающего наиболее воспроизводимые результаты из всех пигментационных пиро-проявителей.

 

История использования пиро-проявителей

Все современные пигментационные проявители имеют в своей основе либо пирогаллол, либо пирокатехин (катехол) в качестве проявляющего вещества. Пирогаллол использовался как проявляющее вещество для серебряных фотографических пластин дольше чем любой другой органический агент. Введённый в практику Реньо / Regnault в 1851 году, он начал использоваться Фредериком Скоттом Арчером / Frederick Scott Archer в том же самом году для проявления его нового изобретения – мокро-коллоидных пластин. Он стал, бесспорно, самым популярным проявляющим веществом 19-го столетия и использовался всеми фотографами американского Запада для проявления влажных пластин, включая Уильяма Генри Джексона / William Henry Jackson, O'Салливана / T. H. O’Sullivan и Карлтона Э. Уоткинса / Carlton E. Watkins, которые работали с пластинами размером от 11¤14 до 18¤22 дюйма.

Пирокатехин, также называемый пирокатехол (или иногда просто катехол), был введён в практику в 1880 году, но так широко не использовался в Соединенных Штатах, как пирогаллол, несмотря на преимущества в устойчивости и надёжности. 

После того, как приблизительно в 1910 году пирогаллол потерял свою популярность, он был в значительной степени заменён другими проявляющими веществами. Пирогаллол был широко известен как проявитель, который давал "сокращённое время промывки и более чёткое разделение тонов, чем любой другой проявитель" (1), и в то же самое время считался одним из самых гибких из всех агентов, способный давать негативы либо с высоким контрастом при высоких концентрациях, либо мягкие, тонкие негативы при большом разведении. Однако пирогаллол имеет множество отрицательных особенностей, из-за которых он потерял свою популярность. Он устойчив только в кислом растворе и быстро окисляется в растворах с высоким содержанием сульфита и/или карбоната. Во всех вариациях рабочий раствор быстро окисляется, а его срок полезного использования короток. Воздушное окисление в свою очередь приводит к высокой общей окраске. Что особенно важно, что интенсивность окраски изображения напрямую зависит от типа и интенсивности перемешивания, количества консерванта в проявителе, количества проявителя на единицу поверхности фотоматериала. Всем этим в совокупности очень трудно управлять. Наконец, когда пиро-агент – единственное проявляющее вещество в составе проявителя, это ведёт к значительной потере светочувствительности. В дни, когда наука уделяла гораздо меньше внимания проблемам проявления, чем сегодня, было очень трудно, если не невозможно, управлять всеми этими факторами и достигать повторяемых результатов с пиро-агентами. Использование рецептур без пигментации изображения устранило некоторые проблемы, создаваемые неравномерным окрашиванием, но с устранением окраски пропало и уникальное качество печати с этих негативов.

Использование окрашивающих проявителей в современный период

В течение нескольких десятилетий использование пиро-агента было продолжено прежде всего в классическом рецепте, известном как ABC. Формула ABC использовалась множеством фотографов Западного Побережья, включая Эдварда Уестона / Edward Weston и Морлей Баера / Morley Baer, и всё ещё используется сегодня Майклом Смитом / Michael Smith для контактной печати на AZO. Эта формула, как говорят, является самой трудоёмкой и непостоянной в работе из всех пиро-формул, но способной к превосходным результатам "несравнимым даже с большинством других формул, использующих пиро-агент, в плане тональной градации и тонкой проработки деталей в светах". (2)

Первым проявителем с пиро-агентом, разработанным для современных фотоплёнок, стал проявитель Джона Уимберли / John Wimberly WD2D, представленный в 1977 в журнале Peterson’s Photographic. Формула Уимберли, которая использует метол в комбинации с пирогаллолом, не снижает светочувствительности и даёт при печати намного более мелкое зерно чем старые составы типа ABC. Она всё ещё используется сегодня многими фотографами и доступна через Photographer’s Formulary  (http://www.photoformulary.com/) в пересмотренной версии, известной как WD2D+.

Сегодня наибольший интерес для пользователей пиро-агента вызывает формула Гордона Хатчингса / Gordon Hutchings – PMK, впервые представленная публике в длинной статье в View Camera в сентябре/октябре 1991 и получившая дальнейшее развитие в The Book of Pyro, впервые изданной в конце 1991 года. Хатчингс описывает PMK как универсальный проявитель для современных эмульсий, используемый в разнообразных условиях, удобный в эксплуатации, и составленный таким образом, чтобы достигать максимальной окраски изображения при минимальной общей окраске. При проявлении в PMK желтовато-зелёная окраска изображения образуется в тех областях негатива, где образуется серебро, и эта окраска пропорциональна количеству этого серебра: меньше всего её в тенях, где плотности серебра невысоки, и больше всего в светах. Так как свет при печати с такого негатива реагирует на окраску, как на дополнительную плотность, суммарная плотность негатива получается равной плотности серебра плюс удельный вес окраски. В результате пигмент маскирует зёрна эмульсии, заполняя пространство между ними, что ведёт к увеличенной чёткости и улучшению тоновоспроизведения при печати. Этот эффект замечен на негативах всех размеров, но воздействие является особенно сильным на 35мм и катушечной фотоплёнке. Стив Сайммонс / Steve Simmons описывает этот эффект следующим образом: "Другими словами, это не общая окраска, которая действовала бы как вуаль, а окраска, которая действует как дополнительная плотность, и это увеличение плотности расширяет тональную шкалу. Следовательно, высокие плотности, сформированные серебром, более тонки чем при проявлении в обычном проявителе, а окраска добавляет им плотности до нормы. Эти «более тонкие» высокие плотности негатива могут произвести чудесно ясные тонкие тональные переходы при печати, недостижимые при обычном проявлении" (3). 

В последние годы были представлены еще три пигментационных проявителя: Rollo Pyro или ABC+, Diaxactol, и Pyrocat-HD. Rollo Pyro был разработан в 1997 году Харальдом Лебаном / Harald Leban как ABC+, но продаётся сегодня  Photographer’s Formulary  как Rollo Pyro. Rollo Pyro – очень энергичный проявитель, который проявляет быстро, до приблизительно половины требуемого времени для PMK. Он хорошо работает при обработке с ротацией, производя низкую общую окраску и приводя к повышению светочувствительности, подобно PMK.Diaxactol – проявитель на базе пирокатехина, разработанный Барри Тортоном / Barry Thornton  (http://www.barry-thornton.co.uk/) и продаваемый как собственная формула  Photographer’s Formulary . Используется в основном как двухрастворный проявитель.Pyrocat-HD был разработан автором и опубликован в 1999 году в статье, изданной в Post-Factory Photography. Пересмотренная формула доступна в сетевом журнале Unblinking Eyeс 2000 года, и проявитель также доступен как комплект от Photographer’s Formulary  в Соединенных Штатах и от Lotus Camera (http://www.lotusviewcamera.at/) в Европе. Pyrocat-HD, как и Diaxactol, основан на пирокатехине, но содержит также некоторое количество фенидона, являющегося наилучшей добавкой к пирокатехину.

Преимущества пигментационных проявителей: некоторые предположения и факты

Выводы, сделанные сторонниками пигментационного проявления основаны на эмпирических исследованиях и на теоретических заключениях. Наиболее важные из них следующие:

1. Так как количество пигмента в фотослое пропорционально серебряной плотности, то его окраска маскирует серебряное зерно. Таким образом улучшается тональность изображения и уменьшается зернистость, особенно заметная в светах.

2. Разделение тонов, резкость и чёткость увеличены, потому что пиро-проявитель даёт более явные краевые эффекты, чем другие проявители. Это происходит вследствие того, что продукты окисления пиро-агента дубят желатину, что препятствует диффузии галоидного серебра в эмульсии в процессе проявления. Это и ведёт в свою очередь к повышению резкости в результате уменьшения эффекта рассеивания света в эмульсионном слое и снижения эффекта инфекционного проявления (распространения проявленного серебра вне точных границ изображения).

3. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, которая является всегда пропорциональной плотности серебра, функционирует как непрерывная переменная цветная маска, которая уменьшает контраст при печати, особенно в высоких плотностях. Это позволяет хорошо пропечатывать тени и средние тона, избежав при этом провалов в светах. Результат примерно соответствует тому, что можно получить, используя технику маскирования, сэкономив, тем самым, время, затрачиваемое на её проведение.

4. Пигментационные проявители идеальны для фотографов, которым необходимы двухцелевые негативы, то есть негативы, которые хорошо печатаются на обоих типах обычной серебряной бумаги, а так же альтернативными процессами типа платины или палладия. Этого невозможно достичь, используя традиционные проявители, потому что для Pt/Pd требуются негативы намного большего диапазона плотностей, чем для серебряной бумаги. Пигментированный же негатив имеет два диапазона плотностей печати: один для сине-зелёного света, используемого для печати на обычную бумагу, и другой – для ультрафиолетового света, используемого с альтернативными процессами. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, наиболее плотная в светах, сжимает тональную шкалу, действуя как непрерывный пропорциональный фильтр, что даёт возможность воспроизвести на бумаге больший диапазон плотностей негатива. С другой стороны, при альтернативных процессах окраска действует как очень эффективный ультрафиолетовый фильтр, увеличивая время экспозиции на целую ступень и повышая контраст, добавляя log0.30 плотности и более к вершине кривой. Результат состоит в том, что окрашенный негатив печатается под ультрафиолетовым светом с намного более высоким эффективным диапазоном плотностей чем на обычной бумаге. Этот факт был известен очень давно, поскольку мы можем прочесть о нём ещё в The Daybooks of Edward Weston (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0893814458/) , где он пишет во время своего пребывания в Мексике, что ожидает возможности напечатать свои негативы, проявленные в Pyro, либо в платине либо в серебре (4). Недавняя статья Боба Хербста / Bob Herbst в журнале View Camera для наилучшего понимания этого явления описывает его сенситометрическую основу (5).

Отрицательные стороны пиро-проявителей

 

Окрашивающие проявители не были приняты фотографическим сообществом в качестве универсальных по нескольким причинам: 1) пирогаллол – очень ядовитый химикат, 2) практическая сенситометрия с окрашенными негативами более сложна чем с традиционно обработанными негативами, и 3) многие фотографы просто не хотят признавать тот факт, что проявленные в пиро-проявителе негативы отличаются от других. Мы подробно рассмотрим каждое из этих возражений.

Токсичность

И пирогаллол и пирокатехин – очень ядовитые химикаты. Однако, первичной опасности для фотографов – попадания на кожу и вдыхания сухого порошка – можно легко избежать. Всегда используйте резиновые перчатки, обрабатывая форматную плёнку в кюветах, и готовьте растворы, содержащие пирогаллол и пирокатехин на открытом воздухе или под тягой. Следуя этим простым правилам, можно фактически устранить потенциальный риск для здоровья, связанный с использованием этих химикатов.

Сенситометрия

Воспроизведение плотностей с окрашенных негативов, которые состоят одновременно из серебряной плотности и из плотности окраски, сложнее прогнозировать, чем в случае с традиционно обработанными негативами. Визуально негатив, проявленный пиро-проявителем может выглядеть несколько плоским, но зрение в данном случае обманчиво, потому что окраска увеличивает эффективный (копировальный) диапазон плотностей негатива примерно от log0.30 до log0.50. К сожалению окраска не может читаться денситометрами, которые измеряют только белый свет. Для точного измерения плотностей окраски требуется цветной денситометр, установленный на синий канал – для печати на обычной бумаге, или UV денситометр – для печати любым альтернативным процессом. Некоторые чёрно-белые денситометры могут читать плотность окраски для обычной печати с соответствующим сине-фиолетовым фильтром поглощения типа Schott BG-28, 47, или 47B. При этом необходимо учитывать, что использование только синего канала денситометра с окрашенными негативами для печати на серебряных бумагах даст только приблизительные значения эффективной плотности. Это происходит вследствие того, что серебряные бумаги хотя и чувствительны прежде всего к синему свету, но также имеют значительную чувствительность к ультрафиолетовому, фиолетовому и зелёному свету. Следовательно, денситометр, который читает только в узкой синей полосе, не может её учесть. Проблема встаёт ещё более остро с бумагами переменного контраста, которые имеют, в дополнение к высококонтрастному синечувствительному слою эмульсии, ещё и низкоконтрастный слой, чувствительный к зелёным лучам.Ситуация намного лучше в случае с альтернативными процессами, которые имеют максимум чувствительности в UV диапазоне. На практике, если имеется UV-денситометр – то он обеспечит очень точную индикацию фактической плотности печати с окрашенного негатива, независимо от цвета окраски.

pic 1

Иллюстрация 1. Негатив JandC 200 проявлялся в Pyrocat-HD, 2:2:100

 

Иллюстрация 1 иллюстрирует множество важных фактов об окрашивающих негатив пиро-проявителях. Все три кривые сняты с одного и того же негатива. Для начала следует отметить различие по контрасту между тремя кривыми. Чёрная кривая основана на показаниях денситометра в визуальном (белый свет) канале и, таким образом, представляет фактически только серебряную плотность. Красная кривая основана на чтении синего канала, и включает плотность серебра плюс плотность окраски, что примерно соответствует печати на серебряной бумаге. Зелёная кривая основана на чтении в UV-канале, и показывает полную плотность – т.е. плотность, образованную серебром вместе с окраской, что примерно соответствует печати с помощью альтернативных UV-чувствительных процессов. Следует отметить, что окраска пропорциональна серебряной плотности, т.е. меньше всего её в теневых областях негатива, и больше всего в светах.

 

Действительно ли негативы, проявленные в пигментационных пиро-проявителях имеют отличия при печати?

Многие фотографы считают преимущества, процитированные защитниками пиро-проявления (более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна) как субъективные и бездоказательные, и утверждают что если кривая окрашенного негатива выглядит почти так же как и традиционно обработанного, результат при печати не может быть отличим. С этим эксперты согласиться никак не могут. Фила Дэвиса / Phil Davis, автора многочисленных книг и статей по техническим аспектам фотографии, спрашивал Стив Сайммонс / Steve Simmons в интервью для View Camera: "Вы считаете, что если было бы возможно создать такую же кривую с определенной эмульсией и не-PMK проявителем, что и на той же самой эмульсии, но проявленной в PMK, то отпечатки с обоих негативов были бы неотличимы на глаз?" Дэвис ответил: "Чтобы быть до конца объективным, скажу, что если была бы возможность произвести идентичные кривые и с PMK и с некоторым другим проявителем на той же самой плёнке, и если бы отпечатки соответствовали бы друг другу на двух или более уровнях плотности, при этом испытания проводились бы с группой непредубеждённых зрителей при «полностью слепых» условиях, я подозреваю, что отпечатки были бы оценены, как неразличимые" (6). Отвечая на тот же самый вопрос, Гордон Хатчингс, который развивал и популяризировал формулу PMK, не согласился с этим комментарием Дэвиса: "Будет два отпечатка с идентичной гаммой при печати с негатива, проявленного в пиро-проявителе и негатива проявленного обычным образом? Абсолютно нет. Если бы не было никакого различия между ними, мы никогда не нуждались бы в пиро-проявителях " (7). 

Отличаются ли на вид отпечатки с окрашенных негативов от отпечатков с других негативов? Я полагаю, что большинство пользователей пиро-проявителей ответили бы на этот вопрос утвердительно. Опыт и наблюдения большого количества фотографов состоят в том, что есть кое-что уникальное и интересное в качестве печати с окрашенных негативов: может быть это краевые эффекты, тоноделение, увеличенная внутренняя чёткость, или просто «тайна пиро-проявления» как могли бы сказать некоторые. В моей собственной работе я нашёл, что пиро-проявители будут чрезвычайно полезным инструментом. Я предупреждаю, однако, что использование пиро-проявителей несовместимо с загрязнённой техникой, и что фотографы, которые являются по своей природе небрежными в фотолаборатории и мало заботятся об очистке своей техники, не должны рассматривать эти проявители в качестве своего инструмента. Однако тот, кто подходит к использованию пиро-проявителей с заботой и аккуратностью, и способен к тщательной очистке техники, чтобы стандартизировать рабочие процессы, может ожидать достижения последовательных и повторяемых результатов, которые предполагают широкие возможности для повышения выразительности и технического качества снимков.

PYROCAT-HD

В начале весны 1998 года я занялся расчётом пигментационного проявителя, который мог бы хорошо работать в разнообразных условиях: при ротационной обработке в Jobo, при барабанной обработке или в цилиндрах BTZS; в кюветах со слабым перемешиванием; и в резервуарах с минимальным перемешиванием. Мои эксперименты с составами на основе пирогаллола были весьма неудачны, потому что ротация часто приводила к высоким уровням вуали и неравномерному окрашиванию, в то время как слабое перемешивание приводило к образованию штрихов и пятен. Тогда в моих экспериментах я вернулся к пирокатехину. Анчелл и Трооп / Anchell & Troop показывают в The Film Developing Cookbook (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0240802772/), что окраска, производимая пирокатехином и пирогаллолом, очень похожа, и как "вообще полагают, пирокатехин является более устойчивым и надёжным" (8). Кроме того пирокатехин намного менее чувствителен к окислению кислородом воздуха, чем пирогаллол. К сожалению ни один из предыдущих проявителей, использующих пирокатехин, не был столь же удачен, как некоторые составы на базе пирогаллола. Большая концентрация гидроксида натрия, использующегося в качестве ускорителя, как пишет Трооп, "на современных плёнках даёт ненужную вуаль" (9). Слишком большая щёлочность приводит также к большему зерну, которое является особенно нежелательным на 35мм и катушечной фотоплёнке.После более чем года экспериментирования, я разработал формулу Pyrocat-HD, опубликованную впервые в №4 The World Journal of Post-Factory Photography. Позже я сделал некоторые незначительные его модификации, и формула стала доступна в её существующей форме в http://www.unblinkingeye.com с весны 1999. Pyrocat-HD в настоящее время продаётся в виде комплекта от Photographer’s Formulary в США и Lotus Camera в Европе. Формула тщательно уравновешена и даёт, при надлежащем перемешивании, негативы высокой чёткости, с красивым рисунком зерна, а когда используется с минимальным или частичным перемешиванием, усиливает краевые эффекты. Pyrocat-HD также ведёт к небольшому повышению чувствительности со многими плёнками (по сравнению с PMK и Rollo), особенно при разведении 1:1:100.

Pyrocat-HD – проявитель на базе пирокатехина и фенидона, который имеет некоторые явные преимущества перед проявителями на базе пирогаллола при ротационной обработке листовых плёнок в цилиндрах и барабанах, потому что с меньшей вероятностью вызовет нежелательную окраску или неравномерное проявление. Многие фотографы также пришли к выводу, что Pyrocat-HD работает хорошо и в кювете, и я знаю довольно многих, кто использует его для проявления с визуальным контролем, включая технику проявления с помощью кисти. Кроме того, последующие испытания и эксперименты с Pyrocat-HD показали, что он является также превосходным проявителем для 35мм и среднеформатных плёнок вследствие получаемой высокой чёткости и более плотной структуры зерна.

Действительно ли PYROCAT-HD лучше других пиро-проявителей?

 

Разработка проявителей для меня не является самоцелью – моя цель состоит в том, чтобы всегда иметь проявитель, надёжно работающий в любой ситуации и с любой плёнкой. Есть несколько очень хороших красящих проявителей, и я использовал и проверял большинство из них. Я использовал PMK, мой первый проявитель, в течение почти десятилетия, но когда я перешёл на ротационное перемешивание, начались проблемы вызванные неравномерным проявлением, образованием штрихов от подтёков и чрезмерной общей окраской. Потом я использовал Pyrocat-HD в течение приблизительно пяти лет и не столкнулся ни с одной из этих проблем. Этот факт, и постоянно высокое качество моих негативов, достигаемое в Pyrocat-HD, убедительно доказали мне, что Pyrocat-HD является самым стабильным и «безаварийным» из всех окрашивающих проявителей. Это характеризуется следующими признаками:

1. Очень высокая чёткость и способность к большей визуальной резкости при печати. Мои испытания показывают, что чёткость с Pyrocat-HD превосходит чёткость, получаемую обработкой в других резкостных проявителях типа PMK и FX-2.

2. Очень плотная структура зерна, фактически идентичная получаемой в PMK и FX-2, подходящая для 35мм и катушечной фотоплёнки так же, как и для крупного формата.

3. Скорость проявления. Pyrocat-HD, даже в варианте разведения 1:1:100, требует более короткого времени проявления, чем PMK и WD2D для достижения эквивалентного среднего градиента.

4. Очень чистое действие и очень низкий уровень общей окраски, даже при большом времени проявления. Это делает его очень привлекательным проявителем для тех альтернативных процессов печати, для которых требуются негативы с очень высоким градиентом (CI).

5. Очень стабилен в работе и не вызывает неравномерного окрашивания или образования штрихов. Может использоваться для ротационной обработки без опасения относительно появления этих артефактов.

6. Может использоваться для обработки катушечной фотоплёнки в резервуарах с минимальным перемешиванием для выявления краевых эффектов, которые способствуют повышению визуальной резкости.

7. Pyrocat-HD при разведении 1:1:100 даёт несколько большую эффективную светочувствительность плёнки, чем другие пиро-проявители, при том же коэффициенте контрастности (или среднем градиенте) CI.

8. Pyrocat-HD – лучший проявитель для получения двухцелевых негативов, то есть годных как для печати на обычной бумаге или AZO, так и для альтернативных процессов при использовании тех же самых негативов.

9. При печати на бумагах переменного контраста с негатива, проявленного в Pyrocat-HD, света, тени и средние тона передаются с большим контрастным интервалом, чем с негатива, проявленного в проявителе на базе пирогаллола.

10. Pyrocat-HD очень недорог в использовании. Смешиваемый непосредственно перед использованием, он намного более экономичен, чем проявители на базе пирогаллола, типа Rollo, PMK и WD2D.

 


 Страница 1 2 3 4 5


Корзина  

Нет товаров

Доставка 0,00 €
Итого 0,00 €

Корзина Оформить

Мы Вконтакте

Новости